В конце 2021 наша основательница Вика Придатко поделилась своими мыслями о трендах в рекрутинге и бизнесе. Немного о доброте, душевности и этике, о том, как работаем мы в VP Team и в каких компаниях хотят работать кандидаты. Немного о наших успехах в прошлом году и прогнозах на будущее. Немного о том, какой бизнес сейчас и каким он должен быть в 2022.


1. Доброта. Это может казаться странным, потому что доброта качество которое меньше всего ценится в бизнес среде. Но я вижу как ситуация меняется и кандидаты выбирают компании которые помогают другим. Которые по доброму относятся к своим сотрудникам. Не вот эта вот "семейная атмосфера", а действительно доброе отношение к людям. Это видно и чувствуется сразу.

2. Искренность. Ее нельзя сымитировать. Для меня это самая большая ценность, к сожалению редкая, но работать с искренними людьми не только удовольствие, но и эффективно, радостно и энергично.

3. Доверие. Я не поклонник контроля, для меня важно работать с людьми которым я могу доверять, которые сами ответственны и этичны. Нанимайте таких людей и у вас не будет потребности в микроменеджменте и оверконтроллинге. Культура доверия, не боязни ошибиться, пробовать, расти - это корпоративная культура здорового человека.

4. Этичность. Очень редкое качество. Когда люди поступают этично просто потому что по другому не могут, а не потому что им выгодно. Очень страшно от того сколько неэтичных людей становятся социально успешными и проповедуют такое поведение массово.

5. Свобода выбора графика, задач, ответственности. Люди сейчас выбирают не просто компанию. Они выбирают людей с которыми им будет интересно и развивающе общаться на протяжении какого-то отрезка времени. Вакансий много по всему миру, в Штатах и Европе огромная борьба за таланты. Поэтому отношение к людям в стиле "эй ты, давай подавайся на нашу вакансию да побыстрее" не работало никогда, и не будет работать еще сильнее сейчас. Только уважительная и долгосрочная коммуникация с кандидатом будет иметь успех.

6. Даже большие компании уже перестраиваются на более человечное отношение к людям. Конечно есть компании где все равно на людей, а важны только деньги. Но деньги то делают люди, соответственно компании с хорошим отношением будут более прибыльны. Доброта не означает отсутствие ответственности за выполненные задачи.

7. Автоматизированные платформы для рекрутинга бесполезны если ваши рекрутеры/нанимающие менеджеры не умеют выстраивать взаимоотношения с кандидатами и быть им полезными. Вы можете найти человека, он может даже принять ваше предложение на собеседование, но если ваше отношение к нему формальное, автоматизация бесполезна. Это также смешно как хвастаться количеством кандидатов в вашей базе данных. Важно не количество людей в базе, а количество и качество людей с которыми вы выстроили отношения.

8. Умение нанимающих менеджеров продавать вакансию кандидату. Проводить собеседования в партнерской коммуникации, а не "докажи мне почему ты нам подходишь", на современном рынке это вообще смешно, но почему-то много менеджеров проводят собеседования именно в таком стиле. Мы подписываем контракт когда поговорим не только с С Level, но и с менеджером непосредственно нанимающим на вакансии. Был горький опыт когда С Level компании был прекрасен, а нанимающей менеджер просто ад. Мы отказались с ними работать потому что не хотели чтобы кандидаты работали с таким человеком.

9. Важничание и большое количество этапов. Меня чрезвычайно смешат компании которые приходят в Украину за наймом с отношением к стране третьего мира и ожиданием, что все будут мечтать с ними работать. У нас как-то были переговоры с такой компанией и мне было трудно не рассмеяться вслух когда я слушала как эйчар с важным видом несла бредни про корпоративную культуру и 7 этапов собеседования. И что кандидаты ДОЛЖНЫ быть довольны, что их собеседует такая компания. Конечно мы отказались с ними работать. Вообще высокомерие компаний прям тема для отдельного поста. Я таким товарищам говорю, что деньги в их бизнесе делают люди, и если они будут относиться к ним высокомерно и нарванно, то будут сидеть без прибыли.

10. Количество недалеких (откровенно глупых) рекрутеров тоже боль рынка. Я не знаю кто нанимает этих ребят, которые не могут рассказать ни про проект, ни про компанию, не понимают рынка, не знают вообще ничего об ИТ. Рекрутер - лицо компании. Этот человек должен быть умным, интересным, грамотным и деликатным в общении.

11. Обозначение рынка как перегретого. Понятие перегретости может быть только в сравнении с чем-то. Рынок всегда регулируется спросом и предложением. Спрос выше предложения, поэтому и ЗП растут, все логично.

12. Больше всего востребованы Frontends with react/Vue, Java developers,  Python Developers,  DevOps, AI/ML инженеры.

13. Быстрее и качественнее нанимают те, кто оптимизировал количество этапов собеседований до эффективного минимума. В большинстве компаний мало кто думает об эффективности этапов, зачастую так исторически сложилось. Но в современных реалиях нужно максимально подстраиваться под рынок чтобы быть конкурентноспособным.

14. Запросов на рекрутинг очень много. Рабочая загрузка 5+ вакансий на рекрутера. В октябре, например, было 17 принятых офферов.  Мы работаем с вакансиями senior и C level в классных продуктовых компаниях. С сервисными мы работаем, если отношение к людям хорошее, компания душевная, и нам нравится сотрудничество.

15. Пока прогноз востребованности кандидатов не меняется. Зарплаты уже растут не помесячно, а по недельно. Пока будет такой спрос, ситуация будет сохраняться. Нужно понимать, что не 100% рынка рассматривают предложения от от работодателей. Примерно 20% готовы посмотреть на ваше предложение, но не факт, что они его примут. Победят те, кто живым и понятным языком описывают вакансии,  быстро и эффективно собеседуют, быстро принимают решение по офферу, и честно озвучивают ожидания от кандидата на ИС срок, возможности и ограничения компании.